Электронное декларирование (ЭД-2): что такое, как устроено

    30 апреля 2024
    Электронное декларирование (ЭД-2): что такое, как устроено

    Электронное декларирование — это подача налоговой декларации и других отчетных документов в электронной форме с помощью специальных информационных систем. Такое решение повышает эффективность и прозрачность налоговых процессов, упрощает и автоматизирует процедуру подачи документов.

    Электронное декларирование в России реализуется через систему электронного документооборота ЭД-2 («Электронный документ-2»). Она позволяет взаимодействовать с налоговыми органами, подавая декларации и отчетные документы в электронной форме.

    Как устроена система ЭД-2

    Система электронного декларирования включает следующие элементы:

    1. Единая автоматизированная информационная система таможенного дела (ЕАИС ТД). Это центральная система, которая автоматизирует процессы в таможенной сфере. Она обрабатывает информацию от таможенных декларантов и контролирует таможенные процедуры.
    2. Личный кабинет декларанта. У каждого декларанта есть личный онлайн-кабинет, в котором он общается с таможенной службой. Через личный кабинет декларант может подавать таможенные декларации, получать уведомления и отслеживать статусы обработки документов.
    3. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Для подачи таможенных деклараций в электронной форме декларанты должны использовать ЭЦП.
    4. Электронный документооборот. Система ЭД-2 позволяет декларантам, таможенным органам и другим участникам таможенных процедур обмениваться документами: таможенными декларациями и разрешениями, сопроводительными бумагами.

    Электронное декларирование ускоряет процедуры, снижает количество возможных ошибок и защищает от коррупционных схем. Такая система упрощает процесс декларирования товаров и контролирует перемещение продукции через таможенную границу.

    Электронная подпись

    Электронная подпись (ЭЦП) играет важную роль в ЭД-2. Она необходима для подтверждения:

    1. Подлинности отправителя. ЭЦП позволяет установить конкретное лицо (или организацию), которое отправило документ. Каждый налогоплательщик или участник таможенных процедур имеет уникальную ЭЦП, связанную с его учетной записью. Подпись позволяет убедиться, что документы передал авторизованный отправитель.
    2. Целостности документа. ЭЦП защищает документы от подделок или несанкционированных изменений. При подписании документа на основе его содержимого вычисляется хэш-сумма (уникальная цифровая последовательность), которая зашифровывается с помощью частного ключа ЭЦП. Получатель, используя открытый ключ ЭЦП для расшифровки и проверки хэш-суммы, может убедиться, что документ не изменялся с момента подписания.

    Кроме того, ЭЦП служит юридически значимым доказательством в случае споров или контроля со стороны налоговых или таможенных органов.

    Как работает ЭД-2

    Схема работы ЭД-2 включает несколько этапов:

    Электронное декларирование (ЭД-2): что такое, как устроено
    1. Регистрация и получение доступа. Чтобы получить доступ к ЭД-2, налогоплательщик или участник таможенных процедур должен зарегистрироваться в системе. После создания учетной записи он получит идентификационный номер налогоплательщика или код таможенного участника.
    2. Подготовка документов. Декларант должен подготовить заполненные налоговые или таможенные декларации и предоставить сопроводительные документы.
    3. Подпись документов с помощью ЭЦП. Налогоплательщик или декларант должен с помощью электронной цифровой подписи подписать документы.
    4. Подача документов через личный кабинет. Налогоплательщик должен загрузить подписанные документы в систему ЭД-2 через свой личный кабинет. Через личный кабинет можно обращаться за помощью.
    5. Обработка документов таможенными или налоговыми органами. В процессе обработки система ЭД-2 проверяет правильность и полноту данных, сравнивает информацию в документах с имеющимися данными в центральной базе данных.
    6. Обратная связь и уведомления. В случае обнаружения ошибок или несоответствий в оформлении документов система ЭД-2 отправляет уведомление или запрос на исправление.
    7. Постановка документов на учет. После успешной обработки данных налоговые или таможенные органы ставят поданные документы на учет и принимают меры в соответствии с налоговым или таможенным законодательством.

    Система ЭД-2 позволяет налогоплательщикам, декларантам и налоговым или таможенным органам безопасно взаимодействовать.

Похожие статьи:

Нажимая кнопку “Отправить”, вы даете согласие
на обработку персональных данных

Необходимо заполнить обязательные поля

Отправьте заявку

или напрямую напишите нашим специалистам

Партнеры