Содержание
Регулярные и чартерные рейсы и методы их регулирования
Содержание конвенций, регулирующих работу воздушного транспорта
Нормы ответственности перевозчика
Чем выгодны международные авиационные грузоперевозки
Как происходит перевозка авиационным транспортом
Международные стандарты авиаперевозок
Использование международного и/или национального воздушного пространства с разными целями регулируется Чикагской конвенцией, которая действует еще с 1944 года. В данном документе определяются общие правила, в соответствии с которыми гражданская авиация разных стран должна проводить международные воздушные перевозки. Кроме того, в нем указываются и категории, на которые делятся международные перелеты (например, регулярные или нерегулярные), а также понятия международных рейсов и воздушных трасс.
Рассмотрим, что собой представляют международные воздушные перевозки, как они организуются и каким именно правилам подчиняются.
Регулярные и чартерные рейсы и методы их регулирования
Регулярные полеты самолетов проводятся исключительно по определенным воздушным трассам, которые указаны в соответствующих соглашениях о воздушном сообщении.
Национальное российское законодательство содержит прямую отсылку к упомянутой Чикагской конвенции. Главной целью ее создания было грамотное правовое регулирование международных сообщений в мировом воздушном пространстве, а также различной коммерческой деятельности, которая с ними связана. В ней можно увидеть список существующих коммерческих воздушных свобод. Данный документ считается основой Международной организации гражданской авиации, которая занимается разработкой международных регламентов.
Международные авиаперевозки — те, пункты назначения и отправления которых находятся на территории разных стран. Помимо этого, к ним относятся и те, точки назначения и отправления которых располагаются в одной стране, однако маршрут перевозки предполагает пересечение воздушного пространства других государств или остановки в них.
Выделяют несколько форм грузовых международных воздушных перевозок:
- смешанные — в таком случае одновременно перевозятся и грузы, и пассажиры;
- грузовые — отдельные транспортировки, которые предполагают перемещение лишь определенных грузов.
При этом смешанные перевозки подразделяют дополнительно: грузы могут транспортироваться в специальных отсеках на пассажирском судне или в конвертируемых самолетах, которые относятся к грузопассажирскому классу. Специальные грузовые отсеки предназначены, как правило, для срочных и/или особо ценных отправлений. Перевозки в конвертируемом транспорте предусматривают использование транспортных средств с салоном, которые приспособлены для транспортировки людей или грузов, то есть он может трансформироваться. Его можно полностью переоборудовать или сделать это только частично.
Грузы, которые располагаются в специально оборудованных самолетах, транспортируют как регулярными, так и чартерными рейсами.
Регулярными считаются те перевозки, которые организовываются и осуществляются по договорным авиалиниями в соответствии с публично опубликованным расписанием.
Для транспортировки разных типов грузов используются грузовые авиалинии. Регулирование их деятельности осуществляется в соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении во всем мире, а также согласно коммерческим соглашениям, которые заключены между авиакомпаниями, которые пользуются договорными авиалиниями.
Регулярные рейсы, которые предполагают международную транспортировку товаров, регулируются и межправительственными соглашениями. Чтобы упростить классификацию и в целом организацию, подобные договорные линии нередко подразделяют на «свободы воздуха». Они предполагают возможность транзитного пролета без посадки, высадки пассажиров, выгрузки почты и других грузов.
Чартерные рейсы — те, которые осуществляются на основании специального договора на осуществление услуг грузовых международных транспортных перевозок, заключенного непосредственно между заказчиком и перевозчиком, заключенного непосредственно между заказчиком и перевозчиком. Проводиться они могут согласно разрешению властей государства, которые отвечают за эту сферу.
Содержание конвенций, регулирующих работу воздушного транспорта
Чтобы обеспечить полноценные права всех частных лиц или компаний, которые предоставляют кредит на приобретение воздушного пространства, применяются нормы Женевской конвенции, которая действует с 1948 года. В ней содержатся нормы о признании прав на транспортные средства, порядок его продажи в ходе исполнения судебных решений.
Римская конвенция о возмещении вреда, который мог быть причинен иностранному транспортному средству третьими лицами на поверхности земли, определяет, что ответственность за такое наступает вне зависимости от вины владельца самолета. От такой ответственности могут освободить следующие условия:
- ущерб был нанесен в ходе гражданских беспорядков или военного конфликта;
- владелец транспорта не пользовался им вследствие акта публичной власти;
- есть доказанная вина потерпевшего.
Также действует и Варшавская конвенция, которая унифицирует правила международных воздушных перевозок — действует она с 1929 года. Именно этот документ является основным и используется при регулировании данных перевозок.
Дополнениями к ней являются:
- Гаагский протокол;
- Гвадалахарская конвенция;
- Гватемальский протокол;
- Монреальские протоколы;
- Мальтийское временное соглашение.
Нормы ответственности перевозчика
Упомянутая Варшавская конвенция определяет правило о множественности юрисдикции. В соответствии с ним иск по выбору истца может быть подан в суд любого государства, которое является участником данной конвенции. Подаваться он может по зарегистрированному месту жительства перевозчика и месту расположения главного управления предприятия или компании, с которой был заключен договор на транспортировку. Эта норма имеет императивный характер, следовательно, все соглашения, которые изменяют правила о подсудности, априори недействительны. Но есть исключения:
- спецсоглашение между пассажиром и перевозчиком, которое предполагает увеличение размера ответственности перевозчика;
- на транспортировку товаров распространяется арбитражное соглашение, которое находится в пределах компетенции судов.
Правила подсудности дополняются Гватемальским протоколом, в соответствии с которым иск может быть предъявлен по месту жительства пассажира, если на данной территории находится учреждение перевозчика.
Сегодня считается, что положения Варшавской конвенции, связанные с ответственность перевозчика, несколько устарели, поскольку были сформированы еще в начальный период гражданской авиации. Большая часть новых соглашений направлена на то, чтобы увеличить ее пределы. Впервые это было зафиксировано в Гаагском договоре, затем — в Монреальском соглашении. Еще спустя 8 лет, в 1974 году, было подписано и Мальтийское соглашение — предел ответственности увеличился до 100 000 СДР.
Согласно нормам Гватемальского протокола, который начал действовать в 1971 году, перевозчик несет ответственность вне зависимости от его вины. Исключением может быть лишь доказанное нанесение ущерба по вине пассажира, в том числе если вред связан с состоянием его здоровья. Национальное законодательство каждого государства может вводить дополнительные меры возмещения пассажирам, если их здоровью был причинен вред.
В 1999 году была принята Монреальская конвенция, которая позволила унифицировать определенные правила международных воздушных перевозок. Данный документ используется при любых перевозках — пассажиров, грузов, багажа.
В соответствии с Монреальной конвенцией перевозчик несет ответственность за то, что жизни и/или здоровью перевозимых пассажиров был нанесен вред.
Ответственность предполагается и за то, если был утрачен или поврежден официально зарегистрированный багаж. Вина считается презюмируемой до того момента, пока он не докажет, что такие последствия были вызваны:
- результатами военных действий;
- неправильной упаковкой;
- конфликтами, которые предполагали использование оружия;
- дефектами качества, типичными для груза.
Если перевозчику удастся доказать, что причинение вреда как пассажирам, так и багажу, грузу была вызвана неправильными действиями ответственного лица, ответственность он нести не будет.
Варшавская и Монреальская конвенции действуют относительно международных воздушных перевозок, которые осуществляются в рамках как регулярных, так и нерегулярных сообщений. Эти документы могут применяться к перевозке, которую проводят сразу несколько перевозчиков в последовательном алгоритме, если первоначально она рассматривается как единая перевозка. Они одинаково действуют и относительно смешанных перевозок с участием не только воздушного, но и речного, морского, ж/д транспорта, а также относительно перевозок автомобильным транспортом.
Из-за специфики воздушных сообщений возможно возникновение сложностей относительно применимых прав, а также установления юрисдикции.
На формирование правовых норм относительно воздушных международных перевозок существенно повлияло уже существующее морское право. Именно поэтому в нем широко используется закон флага транспорта, закон того государства, в котором он был зарегистрирован.
Законодательство того государства, в котором было зарегистрировано конкретное транспортное средство, может быть применим к различным юридическим фактам и действиям, совершаемым на его борту, если из-за особенностей их характера они могут регулироваться законом страны, в котором совершаются. При этом в аэропортах действует местное законодательство.
Законодательством страны регистрации транспортного средства, используемого в международных воздушных перевозках, регулируются:
- обязанности, компетенции и полномочия командира самолета;
- договор найма экипажа;
- ответственность предприятия, за которым закреплено транспортное средство, за действия как экипажа, так и командира.
При этом вещные и обеспечительные права на самолет, формы регистрации актов, на которых они и основываются, могут прекращаться или передаваться.
Если воздушный транспорт причинил ущерб на поверхности земли, его действия регулируются законом того государства, на территории которого он и был нанесен. При этом ответственность за столкновение в открытом море или в границах того пространства, которое не подпадает под суверенитет какого-либо государства, регулируется в соответствии с законом, который действует относительно всего воздушного транспорта.
Нормы Воздушного кодекса РФ учитывают основные положения упомянутой Варшавской конвенции. В нем зафиксированы:
- понятие «международная воздушная перевозка»;
- ответственность официального владельца воздушного транспорта;
- страхование обязательного характера перед третьими лицами;
- величина страховых сумм;
- ответственность, права и обязанности перевозчика.
В Кодексе подробно перечисляются все основания, в соответствии с которыми договор перевозки пассажиров и грузов по воздуху может прекратиться по инициативе самого перевозчика.
Чем выгодны международные авиационные грузоперевозки
Если сравнивать международные воздушные перевозки с другими способами доставки грузов, они не являются столь распространенными и масштабными из-за достаточно высокой стоимости. Статистика говорит о том, что на нее выпадает только 1% от общего веса транспортируемых товаров, а по стоимости — лишь 10%. Однако международные воздушные перевозки обладают огромным количество преимуществ, которые во многом характерны только для этого способа. Итак, к достоинствам этого метода относят:
- Это самый быстрый вид доставки грузов. По времени перевозки по воздуху не может конкурировать ни один из существующих вариантов, используемых людьми. Если бы не международные воздушные перевозки, во многих государствах отсутствовали бы жизненно необходимые лекарственные средства, продукты питания, живые цветы и многое другое. Невероятная скорость перевозки дает возможность крайне быстро перемещать товары разного характера из одного места в другое.
- Благодаря высокой скорости международных воздушных перевозок всевозможные риски транспортировки различных особо ценных и редких товаров в разы снизились.
- Величина страховых премий при перевозках по воздуху обычно в 2 раза меньше, чем при морских. Составляют они 0,3% и 0,7% от цены груза, который транспортируется.
- Таможенная пошлина может взиматься с брутто веса транспортируемой продукции, который в случае с перевозками по воздуху ниже, чем при транспортировке морем.
- Когда применяется воздушная транспортировка, практически во всех случаях используются наиболее дешевые и легкие упаковочные материалы.
- Воздушные международные перевозки практически всегда более выгодные, чем железнодорожные или морские, с точки зрения складского хранения. В большинстве случаев, когда используется такой способ, складирование вовсе не требуется — сразу после разгрузки доставленная продукция отправляется по месту назначения, благодаря чему можно не выделять бюджет на оплату складского хранения.
Эти и другие достоинства авиаперевозок позволяют в сумме значительно экономить при транспортировке грузов, во многом нивелируя более высокую цену на такой способ.
Как происходит перевозка авиационным транспортом
Современный авиатранспорт, который характеризуется высокой мощностью, сделал международные перевозки по воздуху вполне обычным для нас явлением, которое типично для большинства аэропортов мира. Масштабы и интенсивность данного способа ежегодно стабильно увеличиваются. Также каждый год разрабатываются и начинают использоваться новые, более удобные маршруты, улучшается практика транспортировки грузов в целом. По всему миру действуют строгие и четкие алгоритмы данного вида транспортировки.
Существуют следующие особенности данного способа:
- авиационный груз может быть доставлен в пассажирском самолете вместе с багажом самих пассажиров;
- широко применяется практика перемещения грузов на комбинированных воздушных судах, которые оснащены грузовыми отделениями;
- значительный объем перевозок, особенно при транспортировке крупногабаритных грузов, осуществляются мощными грузовыми судами;
- если необходимо, могут быть организованы специальные грузовые рейсы, групповые и чартерные (этот способ часто используется, если необходимо оказать помощь пострадавшим в военных действиях, от эпидемии или стихийного бедствия, на них доставляют гуманитарные грузы).
Международные стандарты авиаперевозок
Главными международными ориентирами для перевозок грузов по воздуху повсеместно считаются надежность, безопасность и гарантия доставки всех грузов в необходимую точку назначения. В каждой из стран, в которой ведется работа в данной среде, существуют собственные системные разработки, необходимые для синхронизации с такими же нормами и в других государствах. Для сведения к одному всех существующих форматов, у которых часто есть множество значительных отличий, специалисты Международной системы воздушного транспорта создали общую систему аудита безопасности структур авиации.
Авиаперевозчики также знакомы с ней в качестве международного стандарта IOSA —
его требования обязан выполнять абсолютно каждый член ассоциации, исключений быть не может. Данный стандарт выгодно отличается от схожих систем других государств максимальным сокращением рисков, которые зависят от так называемого человеческого фактора, строгой системы обратной связи, уменьшением затрат на лизинг и страхование.
Сопровождающие документы
Чтобы иметь возможность транспортировать грузы с использованием воздушного транспорта, а также принимать их, в каждом случае необходимо подготовить соответствующие документы, которые этих грузов касаются. Без них сотрудники таможни не смогут принять данную продукцию ни в одном аэропорту. Пакет документации должен включать:
- Инвойсы. Это название счетов-фактур, в которых указывают стоимость товаров. Зачастую инвойс используется и в качестве накладной. Как правило, продавец его выписывает покупателю продукции. Существует также и проформа-инвойс, в которой указываются данные о стоимости товара, но данный формат не является непосредственно платежным документом.
- Упаковочные листы. В них должна указываться каждая позиция груза, схема его размещения в транспортном средстве, вес каждого места, габариты и прочая важная информация.
- Грузовые накладные. Выписывать их обязан отправитель груза, тем самым подтверждая свой договор с тем, кто является перевозчиком. О том, насколько важна грузовая накладная с юридической точки зрения, говорит то, что при возникновении каких-либо разногласий и споров именно этот документ становится базовым, и на его основании могут быть начислены соответствующие штрафы.
- Грузовые манифесты. Этот документ необходим для грамотной оптимизации разгрузочного процесса, который осуществляется в транзитных аэропортах. В нем указывается информация о том, какой груз перевозится конкретным рейсом. Эти данные получают из накладных по каждой партии. По каждому из пунктов необходим отдельный грузовой манифест.
- Паспорта безопасности, которые должны быть оформлены в случае перевозки опасных грузов (сыпучих веществ, различных химических грузов и т.д.).
- В странах постсоветского пространства при отправке грузов за их пределы также необходимо оформлять и экспортные накладные.
В каждом из случаев действующий в существующем авиационном пространстве договор международной перевозки устанавливает ответственность перевозчика. Содержание данного документа оговаривает основные принципиальные моменты проведения перевозок в реальных условиях, которые учитывают и особенности законодательства конкретных стран.