Морская логистика – очень популярный вид грузоперевозок на большие расстояния, который широко используется в России и других страна мира. Он позволяет выгодно и безопасно транспортировать крупные партии различных грузов, в том числе тех, которые относятся к категории опасных. Процесс грузоперевозок веществ различных классов опасности регулируется международными правилами перевозки опасных грузов (МОПОГ), которые действуют и в нашей стране. Этот свод норм регламентирует протоколы безопасности для каждого типа грузов, правила погрузки и разгрузки, складского хранения опасных веществ и меры первой помощи при возникновении нештатных ситуаций во время транспортировки.
Содержание
Какие грузы считаются опасными?
Основные правила перевозки морским путем
Документы для перевозки морем опасных веществ
Сколько стоит перевозка опасных веществ по морю?
Какие грузы считаются опасными?
В настоящее время выделяется несколько категорий веществ, которым присваивается тот или иной класс опасности:
1 класс – взрывчатые вещества и изделия, а также пиротехническая продукция и компоненты для ее изготовления.
2 класс – газы (легковоспламеняющиеся, окисляющие, удушающие и токсичные), в том числе сжиженные и растворенные, а также различные аэрозоли и газовые баллончики.
3 класс – легковоспламеняющиеся жидкости.
4 класс – органические и неорганические твердые вещества, подверженные опасности возгорания, в том числе самопроизвольного.
5 класс – окислители (жидкие или твердые), органические пероксиды.
6 класс – токсичные или инфекционные вещества в любой форме, больничные отходы, биологические препараты.
7 класс – радиоактивные материалы.
8 класс – едкие и коррозионные вещества (кислоты, щелочные основания и др.).
9 класс – прочие опасные вещества, в том числе те, которые могут загрязнять окружающую среду (например, литиевые батареи).
Такие материалы могут использоваться в химической промышленности, энергетике, медицине, фармацевтике и других отраслях, а также являются объектами международной торговли. Перевозка таких материалов и продуктов строго контролируется законодательством и требует соблюдения особых протоколов безопасности.
Основные правила перевозки опасных грузов морским путем
Правила транспортировки опасных веществ и изделий на грузовых судах собраны в один документ – Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ). Он был разработан Международной морской организацией и применяется странами-участницами Международной конвенции по охране человеческой жизни на море с 1965 года.
Свод правил содержит следующие положения:
- Морские суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны соответствовать нормам пожарной и радиационной безопасности, а также иметь специальные отсеки для таких грузов, соответствующие нормам температуры и влажности для их безопасной транспортировки.
- Любое судно, перевозящее опасные вещества и изделия, должно иметь специальную маркировку.
- Взрывоопасные вещества необходимо размещать в отдельных помещениях, которые должны быть надежно закрыты. Материалы, которые могут послужить детонаторами для взрывчатых веществ, следует хранить и транспортировать отдельно.
- При перевозке несовместимых грузов или веществ, которые могут вступить в опасную реакцию друг с другом, они должны размещаться на достаточном расстоянии друг от друга.
- Вещества, которые могут испаряться или выделять в атмосферу токсические пары, должны располагаться строго в отсеках с постоянной вентиляцией.
- Транспортировку легковоспламеняющихся твердых (включая сыпучие), жидких и газообразных продуктов следует осуществлять в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности.
- Перевозку морских контейнеров на судне необходимо проводить с учетом класса опасности груза, его характеристик, а также принятых норм безопасности для данного типа продуктов.
- Маркировка опасных грузов и сопроводительная документация обязательны и должны соответствовать требованиям МК МПОГ.
Ответственность за подготовку морского судна к транспортировке опасных грузов возлагается на его капитана. При этом в кодексе содержится оговорка, что отступление от изложенных норм допускается в чрезвычайных ситуациях, когда главной целью действий команды является спасение жизней людей.
Требования к упаковке товаров
Перевозки опасных грузов морским путем осуществляются с использованием особых контейнеров, которые должны соответствовать международным стандартам. Все емкости, в которых размещаются такие грузы, обязательно сертифицируются и должны снабжаться соответствующей маркировкой. К упаковке грузов предъявляются высокие требования по безопасности: ее свойства должны обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочных работ и всего процесса перемещения груза, а внутренняя поверхность не должна вступать в реакции с содержимым контейнеров.
Особые меры принимаются для безопасности жидких веществ, поскольку используемый прокладочный материал должен эффективно впитывать жидкость, предотвращая утечку опасного материала и его воздействие на другие грузы. Кроме того, материал должен удерживать грузы от перемещения в процессе перевозки.
Документы для перевозки морем опасных веществ
Транспортировка на морских судах материалов, которым присвоены различные классы опасности, требует оформления ряда документов. Особенно важными считаются:
• акты, содержащие опись опасных грузов;
• сертификаты безопасности, включая упаковку перевозимых товаров;
• договоры на передачу материальных ценностей;
• таможенные декларации;
• накладные на товары;
• документы, удостоверяющие прибытие судна в порт назначения и др.
Для перевозки опасных грузов морем лучше воспользоваться услугами проверенной транспортной компании. Опытные специалисты в области международных перевозок хорошо ориентируются в нормах законодательства и принятых в мире стандартах доставки опасных веществ и изделий. Они помогут правильно оформить документы, зафрахтовать судно, подходящее для перевозки конкретного типа груза, а также избежать проблем с декларированием таких товаров на таможне.
Сколько стоит перевозка опасных веществ по морю?
На окончательную цену услуги влияют такие параметры, как тип судна, объем партии груза, его характеристики и класс опасности, протяженность и сложность маршрута, необходимость в дополнительных операциях, например, погрузке и выгрузке товара, его хранении на складе, страховании груза и т.д.