Утилизационный сбор: особенности для физических и юридических лиц

На чтение: 11 мин Просмотров: 11477
Утилизационный сбор особенности для физических и юридических лиц

Утилизационный сбор (утильсбор) – это дополнительный разовый платеж, собираемый с покупателей авто. Он введен с целью обеспечения экологической безопасности и регулирования сроков эффективной эксплуатации транспортных средств.

Утилизационный сбор начал взиматься с 2002 года, регулируется ФЗ-89 и является обязательным для всех производителей и импортеров автомобилей, а также покупателей транспортных средств. Сумма взноса зависит от категории транспортного средства и количества выхлопных газов, которые оно выделяет в атмосферу.

Собранные средства от утилизационного сбора направляются в Фонд экологической безопасности, который использует их на различные экологические программы. В частности, эти деньги могут использоваться для модернизации и улучшения экологической безопасности производства автомобилей, поддержки проектов по развитию публичного транспорта и т.д.

В России утильсбор является важным инструментом для регулирования экологической ситуации в автопромышленности и содействия перехода к более экологически чистым автомобилям.

В случае ввоза транспортного средства из другой страны при растаможивании утильсбор также уплачивается. Без этого последующая регистрация, эксплуатация или перепродажа машины невозможны.

Утилизационный сбор особенности для физических и юридических лиц

Эти взносы не облагаются НДС, отмечаются в декларации либо как часть суммы, потраченной на покупку авто, либо как актив для последующей перепродажи. Если утилизационный сбор был оплачен, в электронном паспорте ТС (ЭПТС) делается соответствующая отметка. Оплатить можно в банке. От вас потребуется документ, удостоверяющий личность, и платежное поручение.

Сколько платят физические и юридические лица

Размер взноса считается по формуле: базовая ставка х коэффициент = сумма сбора.

Коэффициенты зафиксированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

Утильсбор для физлиц в 2024 году

На физическое лицо в России можно растаможить следующие виды авто:

  • пикапы;
  • микроавтобусы (ТН ВЭД: 8702) на 12 человек, включая водителя;
  • грузовики и фургоны (ТН ВЭД: 870421, 870431, 870441 и 870451) до 5 тонн.

Обратите внимание, что это не полный список транспортных средств, для которых можно выполнить растаможку из Китая на физлицо. Список разрешенных ТС и самоходных машин для импорта физическими лицами определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74.

Важно! Физические лица, покупающие авто не для личного пользования, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №1722 от 17.10.23, уплачивают коммерческий утилизационный сбор по повышенной ставке.

От чего зависит размер ставки:

  • вид авто;
  • его возраст;
  • тип;
  • объем камеры сгорания.

Базовая ставка для ТС категории М1 – 20 000 рублей. Для авто и прицепы вне категории М1 – 150 000 рублей.

Льготный утилизационный сбор актуален в случае, если выполняются следующие условия:

  1. Автомобиль растаможен по ПТД (пассажирской таможенной декларации).
  2. Ввозится физическим лицом и предназначен для личного пользования.
  3. Ограничение – не более одного автомобиля в год на одно физическое лицо.
  4. После постановки на учет в ГИБДД автомобиль не должен быть последующим образом отчужден (продан, передан в дар и т.д.) в течение 12 месяцев.

Коммерческий утильсбор применяется:

  1. При покупке второго авто за 12 месяцев.
  2. Если ТС будет отчуждено в течение года.
  3. Для автомобилей, которые растаможены по ДТ (декларации на товары) с применением таможенной процедуры, предусматривающей уплату пошлины и НДС. Однако, исключением из этого правила является процедура таможенного транзита.

Утильсбор для юрлиц

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) величина утилизационного сбора определяется на основе возраста автомобиля и объема его двигателя.

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Категории легковых авто Новые (до 3-х лет) Старше 3-х лет
Коэффициент Сумма, руб Коэффициент Сумма, руб.
1. Электромобили в том числе, с гибридным двигателем последовательного типа (кроме электромобилей, оснащенных иными типами гибридных двигателей). Базовая ставка 20000 руб. 1,63 32600 6,10 122000
2. Легковой автомобиль с объемом двигателя:
не более 1000 см³ Базовая ставка 20 000 руб. 4,06 81200 10,36 207200
свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ Базовая ставка 20 000 руб. 15,03 300600 26,44 528800
свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ Базовая ставка 20 000 руб. 42,24 844800 63,95 1279000
свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ Базовая ставка 20 000 руб. 48,5 970000 74,25 1485000
свыше 3500 см³ Базовая ставка 20 000 руб. 61,76 1235200 81,19 1623800

Утильсбор на спецтехнику для физических и юридических лиц

Утилизационный сбор особенности для физических и юридических лиц

Утильсбор на спецтехнику в РФ взимается как у физических, так и у юридических лиц. Он представляет собой платеж, который осуществляется при регистрации или передвижении специальной техники по территории Российской Федерации.

Размер утильсбора зависит от категории спецтехники, ее технических характеристик и возраста. Установление тарифов и размера утильсбора осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством.

Физические лица, приобретающие спецтехнику, обязаны уплатить утильсбор в момент регистрации транспортного средства. Для юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию спецтехники, взнос уплачивается периодически с определенным интервалом, установленным законодательством.

Ознакомиться с перечнем категорий транспортной техники и размерами сборов, соответствующих им, можно в таблице ниже:

Виды и категории спецтехники и размеры утилизационного сбора
Идентификационный код Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним Коэффициент утильсбора / руб
Новые ТС ТС старше 3 лет
Коэффициент Сумма руб. Коэффициент сумма, руб.
Грейдеры и планировщики (коды: 8429200010, 8429200091, 8429200099) Базовая ставка 172 500 руб.
A01 мощность менее 100 л.с. 3,2 552 000 8,5 146 6250
A02 мощность не менее 100 л.с. и менее 140 л.с. 11,74 2 025 150 30,75 5 304 375
A03 мощность не менее 140 л.с. и менее 200 л.с. 12,37 2 133 825 33,39 5 759 775
A04 мощность не менее 200 л.с. 16,81 2 899 725 49,8 8 590 500
Бульдозеры (коды: 8429110010, 8429110020, 8429110090, 8429190001, 8429190009) Базовая ставка 172 500 руб.
B01 Мощность менее 100 л.с. 4 690 000 12 2 070 000
B02 Мощность менее 100 л.с. и не менее 200 л.с. 12,17 2 099 325 35 6 037 500
B03 Мощность не менее 200 л.с. и менее 300 л.с. 14,49 2 499 525 55 9 487 500
B04 Мощность не менее 300 л.с. и менее 400 л.с. 16,81 2 899 725 70 12 075 000
B05 Мощность не менее 400 л.с. 15 2 587 500 100 17 250 000
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (коды: 842951, 842952, 8429590000) Базовая ставка 172 500 руб.
C01 мощность силовой установки менее 170 л.с. 4 690 000 17 2 932 500
C02 мощность не менее 170 л.с. и менее 250 л.с. 6 1 035 000 25 4 312 500
C03 мощность не менее 250 л.с. 8 1 380 000 40,5 6 986 250
Перегружатели колесные (код 8429590000) Базовая ставка 172500 руб.
D01 мощность менее 100 л.с. 2,5 431 250 76,6 13 213 500
D02 мощность не менее 100 л.с. и менее 125 л.с. 3,3 569 250 125,3 21 614 250
D03 мощность не менее 125 л.с. и менее 150 л.с. 4 690 000 125,3 21 614 250
D04 мощность не менее 150 л.с. 4,4 759 000 160,9 27 755 250
Катки дорожные (коды: 8429401000, 8429403000) Базовая ставка 172500 руб.
E01 мощность меньше 40 л.с. 3,62 624 450 9,86 1 700 850
E02 мощность не менее 40 л.с. и менее 80 л.с. 5,8 1 000 500 12 2 070 000
E03 мощность не менее 80 л.с. 6,96 1 200 600 15 2 587 500
Погрузчики фронтальные (коды: 842710, 842720, 842951) Базовая ставка 172500 руб.
F01 мощность менее 50 л.с. 1 172 500 6 1 035 000
F02 мощность не менее 50 л.с. и менее 100 л.с. 4,2 724 500 10 1 725 000
F03 мощность не менее 100 л.с. и менее 200 л.с. 6,2 1 069 500 17 2 932 500
F04 мощность не менее 200 л.с. и менее 250 л.с. 4,5 776 250 20 3 450 000
F05 мощность не менее 250 л.с. и менее 300 л.с. 12,09 2 085 525 30 5 175 000
F06 мощность не менее 300 л.с. и менее 400 л.с. 14,13 2 437 425 35 6 037 500
F07 мощность не менее 400 л.с. 26,09 4 500 525 70 12 075 000
Краны самоходные, кроме ТС на базе шасси колесных транспортных средств (код 842641000) Базовая ставка 172 500 руб.
G01 мощность менее 170 л.с. 11,5 1 983 750 44,3 7 641 750
G02 мощность не менее 170 л.с. и менее 250 л.с. 22,7 3 915 750 95,5 16 473 750
G03 мощность не менее 250 л.с. 30,3 5 226 750 238,1 41 072 250
Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (коды: 8426490010, 8426490091, 8426490099) Базовая ставка 172 500 руб.
G04 мощность менее 130 л.с. 10 1 725 000 30 5 175 000
G05 мощность не менее 130 л.с. и менее 200 л.с. 16 2 760 000 50 8 625 000
G06 мощность не менее 200 л.с. и менее 300 л.с. 21 3 622 500 70 12 075 000
G07 мощность не менее 300 л.с. 25 4 312 500 100 17 250 000
Прицепы классифицируемые по кодам ТН ВЭД: 8716200000, 8716310000, 8716395001, 8716395009, 8716398005, 8716398008, 8716400000 Базовая ставка 172 500 руб.
Н01, Н02 Грузоподъёмность до 10 тонн Не облагаются
Н01, H02 Грузоподъёмность свыше 10 тонн 1 172 500 7 1 207 500
Машины для содержания дорог, кроме ТС, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (коды: 8705, 8479100000) Базовая ставка 172 500 руб.
I01 мощность менее 100 л.с. 2,8 483 000 10,9 1 880 250
I02 мощность не менее 100 л.с. и менее 220 л.с. 4,1 707 250 16,5 2 846 250
I03 мощность не менее 220 л.с. 4,7 810 750 19,3 3 329 250

Прочие категории специальной техники и ставки на их переработку размещены на официальном сайте Федеральной таможенной службы или Госуслугах.

Утильсбор на спецтехнику является важным источником финансирования мероприятий, связанных со сбором, утилизацией и обезвреживанием отработанного и неисправного оборудования, а также поддержкой экологических программ и проектов в России.

Расчитать стоимость грузоперевозки
Email
Похожие статьи:

Нажимая кнопку “Отправить”, вы даете согласие
на обработку персональных данных

Необходимо заполнить обязательные поля

Задать вопрос

или напрямую напишите нашим специалистам

Партнеры